Фребелевские общества( в России)


Фребелевские общества( в России)
   — объединения педагогов и представителей интеллигенции, содействующие распространению идей Ф. Фребеля и развитию семейного и дошкольного воспитания. Возникли в 70-х гг. 19 в. в С.-Петербурге, Киеве, Одессе, Тбилиси, Харькове и др. Общества создавали платные и бесплатные (на благотворительные пожертвования) дошкольные учреждения, детские площадки и летние колонии для организации оздоровительного отдыха детей, знакомства их с природой, сельской жизнью и трудом; учебные заведения; проводили публичные лекции и чтения, издавали литературу. Среди членов Ф.о. определились 2 направления. Сторонники одного стремились внедрить в рос. практику все элементы фребелевской системы дошкольного воспитания, широко распространённой в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов (П.Ф. Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др.), которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к рос. традициям семейного и дошкольного воспитания. Наиболее значительной была деятельность обществ в С.-Петербурге и Киеве. С.-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей осн. в 1871 по инициативе Н.К. Задлер и Е.А. Вербер и при содействии И.И. Паульсона и К.А. Раухфуса. Общество в 1872 учредило первые Фребелевские курсы (платные, с годичным сроком обучения; в 1878 курс обучения увеличен до 2 лет) для подготовки работниц детских садов. В 1907 курс обучения увеличен до 3 лет (выпускники получали квалификацию учителей начальной школы и младших классов средних учебных заведений). После 1917 курсы реорганизованы в Институт дошкольного воспитания. При С.-Петербургском обществе действовали школа для обучения нянь (осн. в 1895), 2 бесплатных народных детских сада (ок. 100 детей), летний народный сад (ежегодно его посещало св. 1000 детей), детская летняя колония (50-100 детей, нуждающихся в оздоровлении). С 1877 общество устраивало бесплатные детские праздники и экскурсии на природу; с 1870 присуждало премии за лучшие литературные произведения для детей и издавало их. Ф.о. в Киеве осн. в 1872. В 1908 оно учредило высшее учебное заведение - Фребелевский женский педагогический институт (с 3-летним сроком обучения) для подготовки высококвалифицированных работников до- школьного воспитания. При институте имелись педагогическая и психологическая лаборатории, детские сады и площадки. После 1917 институт преобразован в Институт народного образования.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Фребелевские общества( в России)" в других словарях:

  • ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА — (по имени Ф. Фребеля) в дореволюционной России объединения деятелей дошкольного воспитания с 70 х гг. 19 в. в С. Петербурге, Киеве, Харькове и других городах. Открывали главным образом платные детсады и фребелевские курсы. Киевское Фребелевское… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фребелевские общества — (по имени Ф. Фребеля), в России объединения деятелей дошкольного воспитания с 70 х гг. XIX в. в Санкт Петербурге, Киеве, Харькове и других городах. Открывали главным образом платные детсады и Фребелевские курсы. Киевское фребелевское общество… …   Энциклопедический словарь

  • Фребелевские общества —         в России, общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фребеля (См. Фребель). Создавались с 70 х гг. 19 в. в ряде крупных городов Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Тбилиси и др. Ф. о. открывали… …   Большая советская энциклопедия

  • Фребелевские общества — в дорев. России объединения деятелей дошкольного воспитания, пропагандировавшие систему Ф. Фребеля (1782 1852), нем. педагога, теоретика дошкольного воспитания. Фребель пропагандировал дет. сады, создал методику работы с детьми, положив в ее осн …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Общества педагогические и просветительные —     общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные …   Педагогический терминологический словарь

  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России — В России до 1917 обществ. пед. орг ции можно условно разделить на 3 осн. типа: просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. его видов; науч. педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. практики; проф.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогические общества —         добровольные объединения педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.          В России первые П.… …   Большая советская энциклопедия

  • Санкт-Петербург столица России* — (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РОССИЯ, Российская Федерация — гос во в вост. части Европы и сев. части Азии. Пл. 17 075,4 тыс. км2. Нас. 148 179 тыс. чел. (1994). В составе Федерации 20 республик, 6 краёв, 50 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область, 10 авт. округов (о субъектах Федерации… …   Российская педагогическая энциклопедия